Kino no Tabi - Книга 2, глава 7: "Книжная страна" ~Ничего не написано!~
"Карточка гражданина? Но я не живу в этой стране". "... Ох, вы путешественница? Наверно, это вы приехали сегодня утром на мотороиде". "Да, именно так". "Но вы же не принесли с собой книгу". "Извините?" "Ах, нет, ничего, простите. ... Так вы хотите взять у нас книгу?" "Да. ... Если можно". "Посмотрим... Как вас зовут?" "Кино". "Госпожа Кино, где вы остановились?" "В гостинице на углу. Как же она называется... Простите, забыла. Такая, с голубой крышей". "Хорошо, я поняла. Как долго вы собираетесь оставаться в стране?" "До послезавтра. Книгу я могу вернуть завтра". "В таком случае всё нормально. Я сделаю вам читательскую карточку. Пожалуйста, впишите сюда своё имя и вот здесь распишитесь. Адрес и номер карточки социального страхования заполнять не нужно". "Хорошо. ... Готово". "Большое спасибо. Пожалуйста, подождите немного, я внесу вашу запись". "Конечно, спасибо". "... Кстати, если вы не против, скажите, какие у вас впечатления о нашей стране, госпожа Кино?" "... Книги. Меня очень удивило, сколько здесь книг". "Правда?! В нашей стране нет ничего популярнее, чем чтение. Люди здесь читают всё время, когда не спят. Не знаю, как в других странах, но мне кажется, что больше нигде не встретишь такого количества библиотек и книжных магазинов". "Может и так. По крайней мере, среди тех стран, которые я посетила, только здесь такое множество библиотек. Они на каждом углу". "Что ж, побалуйте себя чтением во время пребывания у нас. Ничто так не обогащает, как чтение книг. ... Вот ваша карточка. Завтра мы открыты с пяти утра и до полуночи. Если не сможете посетить нас в это время, просто опустите книгу в ящик возврата около входа". "Хорошо. Большое спасибо".
"Гермес! Ты проснулся?" *Невнятное бормотание* "Гермес?" "Ах, ты хочешь отправить телеграмму? Понятно". "... Что? Ты всё ещё не проснулся? Эй!" "Что? Ах. ... А, это ты, Кино". "Давай вернёмся в гостиницу, Гермес. Скоро уже стемнеет". "Ох, уже так поздно... Что это такое тяжёлое ты только что на меня погрузила? Ты купила взрывчатку?" "Просто взяла почитать несколько книг". "Да?" "Возьму в гостиницу и почитаю перед сном". "Опять собираешься читать? Кино, ты же и так целый день просидела в библиотеке?" "Ну, не так плохо иногда потратить на это время. И поскольку мне это нравится, может, я и завтра сюда вернусь". "..." "Почему бы тебе не пойти со мной, Гермес? Давай прокатимся по библиотеке". "... Мотороиды не умеют ни летать, ни читать книги. И не могу сказать, что меня такой расклад не устраивает. Хм..."
"Доброе утро, Кино. Я проснулся вместе с тобой. Точно. Просто удивительно". "Доброе утро, Гермес. Мы и правда проснулись одновременно... Такое редко случается". "Ну, это только потому, что вчера я неплохо выспался во второй половине дня. Потому и ночью спал не слишком много. Может, сегодня тоже удастся вздремнуть после обеда". "Ясно... Скажи, Гермес. Я не разговаривала во сне? Я видела странный сон". "Ох, не часто ты видишь сны, Кино. И что ты видела? Расскажи, пока не забыла. Во сне ты ничего не говорила". "Ну, это было... Словно я потерялась в тёмном и в то же время почему-то светлом месте, которое казалось мне знакомым. Не могу сказать, было это в будущем или прошлом. Не знаю почему, но за мной гнался белый волк. Было такое ощущение, что я что-то украла у него. А на моей стороне была ведьма с красными глазами, которая всегда приходила и лечила мои раны, а иногда ещё и пела мне колыбельную". "..." "Через некоторое время я спокойно пила чай с этой ведьмой. А затем мы тихо бродили с ней среди снега. Потом откуда-то появился ребёнок, который говорил всякие гадости, и ведьма потащила его прочь. Ребёнок умер. На следующий день у ведьмы не было головы и мне от этого было грустно. Затем белый волк превратился в красивую женщину. Она сказала, чтобы я пошла с ней. И я пошла, даже не раздумывая". "... Кино, что за жуткие книги ты вчера читала?"
"... Госпожа путешественница, ну как вам?" "Хм? Что вы сказали?" "Как вам книги? Вы их все уже прочитали?" "Ах, да... Это было интересно". "Что-нибудь ещё?" "Что ещё?" "Да. Вы ведь можете ещё что-нибудь про них сказать. Например - хорошо ли они написаны, или хорошо ли прописаны чувства героев. Мне бы хотелось знать, что об этом думает путешественница. У вас же может быть другая точка зрения, чем у людей, которые родились и всю жизнь провели здесь". "Хоть вы и говорите так... Трудно вот так сразу сказать что-то определённое". "Понятно... Что касается меня, я бы вот эту книгу оценила в 69 баллов. Конечно, высший балл это 100". "Ага... Хм..." "Главный герой хорошо прописан. Но влияние второстепенных персонажей на главного героя довольно слабое. Если бы сюжет подровнять по этому критерию, я бы дала книге больше баллов". "А, вот вы о чём. Хм..." "Этот автор очень щепетилен, когда дело доходит до описания динамичных сцен. Я почти слышала, как главный герой пролетает по воздуху. Этот момент очень хорошо описан. Но, с другой стороны, описание природы даётся ему с большим трудом. Фразы вроде 'небо было синим, по нему плыли облака' в первой половине книги встречаются тринадцать раз. Из-за этого читатель теряет интерес к истории". "..." "Одну минутку! Да что вы такое говорите? Это же авторский стиль описания. Скорее всего, он считает, что его работа не требует излишних красивостей. Вы слишком поверхностно анализировали его стиль". "Да? Ну, и как бы тогда вы оценили его работу?" "Я бы дал 92 балла! Вне всякого сомнения, это его лучшая работа". "Действительно? Чтобы говорить с такой уверенностью, нужна весьма серьёзная причина". "Угу..." "Да, конечно! Разве вы сами не заметили? В книге огромное количество динамичных сцен. Но это ещё не всё. Автор прекрасно описывает грусть героя по поводу того, что ради спасения собственной жизни ему приходится постоянно сражаться". "Ох! Так и думала, что именно на это вы обратите внимание". "... Ох, мне пора идти, прошу меня извинить..." "Ещё бы! Если бы автор хотел, он бы и сам поставил здесь точку. Если бы он хотел этого, читатель наверняка был бы поглощён одними только динамичными описаниями и ни о чём другом бы не стал задумываться. Но вы правы в отношении описаний природы. Я с вами полностью согласен. Но как такие описания могли бы помочь в книге 'Давай встретимся на реке Роулт'?" "Ага. А разве там не было нужно слегка снизить темп? Тогда, 'Река Роулт' получилась бы просто превосходной". "Я, пожалуй... Пойду". "А вам известно, что автор ещё в детстве во время войны потерял отца и дядю? В 'Бобби и лимоны' он вложил эти чувства в главного героя. Убийство ради выживания в 'Браво фрау Браун' весьма противоречиво накладывается на идею женщины-боксёра. Холодное описание природы во время боя было прямым указанием на болезненное и печальное внутреннее состояние человека, хотя внешне это могло быть воспринято как простое стремление к чему-то незатейливому..." "... Короче, вставлять что-то подобное в свою книгу..." "... Так называемая школа мышления автора 'Тэндаленс' в какой-то степени имеет отношение к 'Нейтральному отношению к реальности и морали'. А эти тезисы..." "... Как я и думал, когда важный второстепенный персонаж умирает в такой напряжённый момент, они..." "...Благодаря этой технике исследуются корни проблемы 'что значит быть матерью'..." "... А, понятно... Я начинаю понимать вашу точку зрения. Ух ты, а вы действительно очень внимательно её прочитали". "Да ничего особенного". "Кстати, госпожа путешест... Что? Она уже ушла". "А вы читали 'Релтер, Тэнсун, Родзидзко Нэрусарэ'? Она без сомнения тянет на 80 баллов". "Да, читала. Я безоговорочно даю ей 89 баллов. А какая там постельная сцена во второй главе, не находите? Это прямая отсылка к книге 'И только крутятся колеса'. Хоть эта сцена и была действительно нужна автору, чтобы стать более зрелым писателем, на самом деле он просто хотел её написать. То же самое можно наблюдать в книге 'Девятнадцатый пакет' и в его первом шедевре - 'Гравитация пробивает окно в 45 лет'". "Ох. Это тоже очень достойная прочтения книга. А вы читали 'Затяни покрепче ~Развилка трёх дорог судьбы~'?" "Конечно! Я дала ей 88 баллов. Среди сокращённых работ эта была самой лучшей". "А как насчёт 'Керис, Нэл и Нэс'? Отличная вещь". "Пять лет назад. Я читала её вместе с 'Лулу, Нэл и Нэс'. А вы читали 'Так говорил агнец'?" "Ещё бы. А как вам 'Томомма Редэяцуи ~Песня моей любви~'?" "Да на ней выросло целое поколение. Конечно, я читала. А что скажете..."
"... Вырвалась... Хм?" "... Ясно. Значит, багаж крепится сверху и по обе стороны... А это, значит..." "Эй! Хотите украсть мотороид?" "Ох! Н-нет... Хм, я просто..." "Привет!" "Ай!" "Привет, Кино. Что-то ты рано". "Потому, что я видела тебя в окно". "Угу..." "Господин вор, позвольте представить вас Кино". "Здравствуйте. Извините, что застала вас врасплох. Это Гермес. Знаете, если вы решили украсть Гермеса, вынуждена буду вам помешать. Понимаете, без него мне будет трудно". "Н-нет. Я просто хотел поближе всё рассмотреть. Прошу извинить меня за это недоразумение". "Рассмотреть?" "Вы интересуетесь мотороидами?" "Нет... Ну, может быть... Я думал, на нём можно путешествовать". "Путешествовать?" "Да. Меня интересуют путешествия..." "Конечно, его можно использовать для путешествий. Но только если вы умеете им управлять". "... Нет, это вряд ли. Я даже на велосипеде ездить не умею. Прошу меня извинить..." "Хм, постойте". "Да?" "Как необычно. Неужели вы хотите покинуть эту страну?" "Д-да. Именно так". "Ах, неужели вы так очень-очень-очень сильно ненавидите книги?" "Нет. Книги мне нравятся. С этой точки зрения лучше нашей страны нет ничего на свете. Вы здесь можете читать книги, какие только пожелаете". "Да ну?" "Это правда. Даже мне она нравится. ... И всё же вы хотите отправиться путешествовать?" "... Да. ... Г-госпожа Кино. У вас есть минутка? Не хотите послушать мою историю?" "Есть минутка. Конечно, я послушаю..."
"На самом деле... Я мечтаю когда-нибудь опубликовать свою собственную книгу. Я хочу, чтобы все прочли то, что я написал. Поэтому и хочу отправиться путешествовать". "Да? А здесь вы не можете её издать?" "Не могу". "Почему?" "Госпожа Кино, господин Гермес. Думаю, вы не знаете. ... Можно издать и здесь, но в этой стране нет ни одного человека, который думал бы о том, чтобы самому что-нибудь написать. Потому, что всем больше всего нравится читать. Поэтому здесь нет ни издательства, ни типографии". "Тогда откуда берутся все эти книги?" "Несколько раз в год торговцы из так называемых 'книжных магазинов' тут и там скупают все книги. Всё, что здесь есть - привезено извне, ни одной книги не написано в этой стране". "Ого". "Удивительно". "Мне... С детства нравится фантазировать. Я с удовольствием придумываю всевозможные диалоги и создаю своих персонажей. Например, перед тем, как лечь спать, или когда вполуха слушаю, как учитель рассказывает урок". "Я вас очень хорошо понимаю". "А я нет". "Такое бывает, и когда я читаю какие-нибудь книги. Сначала я наслаждаюсь книгой, но в какой-то момент отвлекаюсь и начинаю мечтать. Думаю, это то, что называют 'сумасбродные идеи'. Это так, словно посреди чтения я прыгаю в другую лодку, неожиданно хватаю руль и меняю направление. И дальше история начинает развиваться в сторону моих собственных фантазий. Это так здорово. И тогда я теряюсь в своём выдуманном мире и больше не могу продолжать читать книгу". "Со мной тоже такое бывает". "Угу". "И мне не хочется, чтобы это осталось только в моих фантазиях. Эти фантазии - мои истории - я хочу, чтобы они остались. Остались в печатной форме. Вот о чём я думаю. Я хочу, чтобы их читали и о них знали. Хочу, чтобы то, что тронуло меня, тронуло бы и других людей. Хочу, чтобы и других радовало то, что радует меня". "Понимаю, к чему вы клоните". "... Мне нечего сказать". "С каждым днём эти чувства становятся всё сильнее. И чем сильнее я их сдерживаю, тем сильнее они переполняют меня, когда я читаю книгу. В этой стране куча книг, которые написали другие люди. Это интересные книги и мне нравится их читать, но на этот раз я хочу попробовать написать свою собственную книгу. Каждый раз, когда слышу, как люди обсуждают какую-то интересную книгу, мне хочется рассказать им свою собственную историю. Не знаю, это чувство конкуренции - ведь мне кажется, что моя история лучше, или ревность и разочарование - ведь они не знают о ней. А может и то и другое". "Продолжайте, пожалуйста". "Я хочу опубликовать свою книгу. Это моя мечта. ... Но в этой стране я единственный, кто об этом думает. Может быть я чудак. Все остальные сказали бы что-то вроде 'У нас в стране и так столько книг, что не перечитать, и это такое наслаждение - критиковать и раздавать им баллы в зависимости от того, насколько они интересны. Зачем писать ещё и свои книги?' Однажды мой друг прямо в лицо мне сказал: 'Писать? Да как тебе такое в голову пришло?'" "..." "..." "Но мне нет до этого никакого дела. Во мне есть что-то такое, что заставляет меня писать... И эту жажду необходимо утолить". "И ради этого вы готовы стойко переносить все тяготы и лишения жизни путешественника". "Именно! Если здесь я не могу осуществить свою мечту, может, в другом месте у меня это получится. Может, мне выпадет шанс где-нибудь это сделать! Может, есть человек или издательская компания, которым бы понравилась моя работа! ... Но дело в том, что я совсем ничего не знаю, когда дело касается путешествий. Я уже вам говорил - я даже не умею ездить на велосипеде". "... Ну, в таком случае..." "Да?" "Если всё так, то вы можете просто остаться в этой стране. Даже если вам придётся отказаться от своей мечты, не думаю, что это плохая идея - остаться в стране и до конца жизни читать книги. Может, это ваша судьба. Если вы, конечно, не хотите подвергать себя трудностям жизни путешественника". "... Ясно... Остаться здесь навсегда. Тогда все мои фантазии превратятся в пыль... Нет, в конце концов, я бы мог даже забыть, как это - мечтать, и жить так дальше..." "..." "..." "Ха-ха-ха! Вот это да! Почему-то только что всё моё будущее пронеслось у меня перед глазами! Это как если бы я умер. Всё было настолько ярким!" "Тогда для вас не составит труда представить себе, что с вами будет, когда вы станете старше". "Точно! Я могу представить себе всю свою жизнь. Словно сюжет книги. Всё, что мне нужно - прочитать эту историю". "Ага". "И я могу представить себе это очень ясно. Моя судьба не похожа на библиотеку с книжными полками, разделёнными по жанрам! Она чиста! Ничего не написано!" "..." "..." "Большое спасибо, что выслушали меня. Мне стоит ещё раз подумать над своим будущим". "Ясно. Только не думайте слишком много. Иначе эти размышления никогда не закончатся". "Кино права. Как говорится, 'Глупый где задумается, там и проснётся'". "Что?" "... 'Глупый где задумается, там и уснёт'?" "А, да, точно..."
"Доброе утро, Гермес". *Зевает* "Доброе утро. ... А? Что? Уже уезжаем?" "Угу". "Но ведь ещё рано". "Ничего. Я уже позавтракала. И приготовила всё, что нам нужно". "Вот те раз. А я думал, ты будешь до последней минуты читать книги". "Нет. Ну, читать, это интересно. Но мы приезжаем в страны не только для этого. А здесь кроме книг и посмотреть не на что". "Угу... Ну, я готов ехать в любую минуту. Да и погода сегодня хорошая".
"... Держите. Всё, можете ехать. Спасибо, что посетили нашу страну. Будьте осторожны. Удачной поездки". "Большое спасибо". "Спасибо". "Ну что, поехали, Гермес?" "Поехали".
"Кино, за этим поворотом кто-то есть. Тащит какой-то большой рюкзак". "Это он... Тот человек, которого мы вчера встретили. Стой..."
"Доброе утро, госпожа Кино и господин Гермес!" "Доброе утро". "Привет". "Я знаю дорогу до развилки. Вы не возражаете, если до того места мы пойдём вместе?" "Я не против. А ты, Гермес? Ничего, если я заглушу двигатель? Я немного пройдусь, толкая тебя рядом". "Конечно, я не возражаю".
"Сказать по правде, я удивилась, когда увидела вас за пределами страны". "Да уж. Я тоже удивился. Хоть это вышло и случайно, но я рад, что мы снова встретились... Как видите, я всё же решился отправиться в путешествие". "Похоже на то... Что-то случилось?" "Я рассказал обо всём своим родителям, но они мне сказали 'Ты живёшь в таком прекрасном месте, так откуда тебе в голову приходят такие глупые мысли? Это же какая-то бессмыслица'. И они попытались удержать меня силой. Тогда я им пообещал: 'Я понял. Мама. Папа. Я больше не буду так думать'. И утром покинул страну". "Так держать!" "Значит, это обещание было 'художественным вымыслом'". "Ха-ха-ха, это точно. Но когда я шёл к воротам, то встретил своих друзей, столпившихся около библиотеки. Они меня заметили". "И что сказали?" "'Хоть ты и уходишь, но здесь всё равно лучше. Мы никогда отсюда не уйдём. Если передумаешь - возвращайся домой. Будет здорово снова с тобой увидеться'". "... Понятно". "А я им сказал 'Когда встретимся в следующий раз, я вас ни за что не послушаю. Мне всё равно, что вы будете говорить или во сколько баллов меня оцените. От меня вы ничего не услышите'". "..." "Что такого смешного, Кино?" "Ах, ничего". "В конце концов, никто больше не скажет мне 'пока'... Ну и ладно". "... И как же, всё-таки, вы собираетесь путешествовать?" "Только хотел об этом спросить". "Я вчера долго об этом думал. Я не умею управлять машиной или ездить на велосипеде. Но я понял, что, по крайней мере, один способ перебираться с места на место у меня никто не сможет отнять - идти на своих двоих. Кроме того, когда-то я довольно неплохо катался на лыжах. Поэтому я решил путешествовать пешком. Пойду на юг, где скоро должен выпасть снег, а оттуда пойду на лыжах. Путешествие займёт какое-то время. Но для меня этот способ самый подходящий. Даже не знаю, куда заведёт меня путешествие, и дойду ли я вообще куда-нибудь". "Понятно... Желаю удачи". "А вы неплохо загрузились. Чего несёте?" "Длинный чехол сбоку - это мои лыжи. Рюкзак я использую как сани. Внутри немного одежды и дорожных пайков. Но в основном бумага. Половина - то, что я уже написал, а остальное для того, что ещё напишу". "Ого..." "У вас есть с собой оружие?" "Да. Я без разрешения взял из дома самый лёгкий пистолет. Вот он". "Ох. Ну, Кино. Что это?" "Это модель 2340 с лазерным целеуказателем. С таким оружием у вас наверняка не будет проблем с патронами. Но вам нужно всегда иметь при себе столько же патронов, сколько и еды. И быть готовым к стрельбе в любой момент. Разбирайте и чистите его каждый день". "... Понятно. Я об этом позабочусь". "И есть ещё одна очень важная вещь". "Да?" "Когда придётся стрелять - стреляйте не колеблясь. Или вы выстрелите в животное, которое потом съедите, или съедят вас. Для вас самым важным будет сохранить собственную жизнь, а не жизнь кого-то ещё... Труп не сможет держать ручку". "... Понятно. Я это не забуду".
"... Листья уже опали". "Да уж. Скоро будет холодно..."
"Ну, здесь наши пути расходятся. Дальше я пойду на юг через лес". "Понятно... Берегите себя". "Вы тоже". "Большое вам спасибо. ... Госпожа Кино!" "Да?" "Не знаю, что со мной будет. Но если мне удастся выжить этой зимой... Скорее всего, я вернусь в родную страну, чтобы поднять себе настроение". "... Неплохая идея". "Спасибо вам за всё. Я действительно рад, что повстречал вас. Ну, тогда..." "Пока". "Удачи". "Ага! Госпожа Кино, господин Гермес..." "Да?" "Ну?" "Я пошёл!"
"... За этой горой свернём на дорогу, что ведёт на северо-запад. Говорят, затем мы сможем выехать на широкое шоссе". "Хорошо, я понял маршрут. ... Кстати, Кино". "Хм?" "Как думаешь... С этим парнем всё будет хорошо?" "..." "Ну?" "Нет, не думаю". "Почему?" "Было бы неплохо, если бы кто-то смог сам добиться осуществления своей мечты... Даже если бы этого удавалось достичь хотя бы одному из десяти. Поэтому я не думаю, что у него всё сложится хорошо". "..." "По всей вероятности, всё так и будет". "... Ах, ну да. В любом случае, когда-то давным-давно Мастер говорила тебе то же самое". "Это правда. И всё же..." ------------------------------- Перевод на русский: Daidzobu
|